Самая знаменитая «как бы девственница», королева поп-музыки, неутомимый трикстер и экспериментатор, сколь образцовое, столь же и ироничное воплощение американской мечты. Одним словом, Мадонна.

1. Like A Virgin

10.jpg
Она начинала свой путь в Нью-Йорке с 35 долларами в кармане и желанием танцевать. А стала одной из самых значительных исполнительниц в истории поп-музыки, пройдя путь от бродвейских подтанцовок до звезды мирового уровня. 

Из нашего сегодня кажется, что «Мадонна» - идеальный псевдоним для певицы, которая построила свой имидж на провокации. Но имя, отсылающее к образу Богоматери, было дано ей родителями от рождения. Мадонна лишь использовала весь семантический потенциал своего имени, придав ему, в конечном итоге, ещё одно общеупотребительное значение.

Один из первых хитов Мадонны назывался - «Like A Virgin», а текст песни на новый лад обыгрывал ту тайную двусмысленность, что обнаруживается в судьбе главной христианской святой. 

«Она создала новую парадигму, показав, что Дева Мария может быть сексуальной и духовной одновременно. Не важно, понимает ли современная Мадонна всю значимость подтекста, что её назвали Мадонна, и в песне «Like A Virgin» она приняла своё предназначение», - полагает певица Тори Амос.

2.jpg
Христианская, и прежде всего католическая, символика стали важнейшей составляющей творчества Мадонны с первых же альбомов. Это всегда была игра на грани фола, и она неизменно вызывает критику религиозных организаций. 

Но вряд ли справедливо видеть здесь только эпатаж. Мадонна Луиза Чикконе выросла в религиозной семье, она ходила в католическую школу, а в детстве даже всерьёз собиралась стать монахиней. Свою дочь певица также крестила в католичестве и назвала в честь города Лурд - одного из главных паломнических центров Европы, где мечтала побывать её мать (к слову, её тоже звали Мадонной). 

Католичество оказало на нее очень сильное влияние, и, хотя впоследствии певица много сил потратила на религиозный поиск в рамках других традиций - от йоги и буддизма до каббалы, первоначальный импульс был дан именно Католической церковью.

2. Американская мечта

В книге «Мадонна как миф постмодернизма» Жорж-Клод Жильбер писал: «Мадонна - зеркало, показывающее увлеченность американцев знаменитостями, восхваляющее труд и стремление к достижению успеха. Она создала себя сама, она - своя собственная добрая фея. Меняя себя, она каждый раз меняла Америку».

7.jpg
Эта интерпретация находит немало подтверждений в биографии певицы. Мадонна самая настоящая self made woman, которая образцово воплотила в своей жизни пресловутую американскую мечту. 

Мадонна начала артистическую карьеру, бросив университет и переехав в Нью-Йорк. Тогда она мечтала танцевать в труппе у известной танцовщицы Пер Ланг. Первые годы в Нью-Йорке оказались чрезвычайно трудными. Мадонне удалось попасть к Ланг, однако денег, которые она могла заработать как танцовщица, не хватало даже на аренду жилья. 

Приходилось подрабатывать - сначала стоять за прилавком с гамбургерами, затем гардеробщицей и натурщицей. Денег всегда не хватало, нередко будущей звезде приходилось едва ли не голодать.

14.jpg
«Я вкалывала до полусмерти, прежде чем стала той, кто есть. И я буквально голодала, иной раз добывая пищу из мусорных ящиков, пока, наконец, не прорвалась» – рассказывала певица впоследствии. 

Всё это не сломило волю Мадонны, и она упорно шла к желаемому. Поняв, что вырасти в труппе у Ланг шансов практически нет, она начала пробоваться в бродвейские мюзиклы. На одном из кастингов её заметили бельгийские продюсеры, неожиданно решившие, что из начинающей танцовщицы могла бы получиться «новая Эдит Пиаф». 

Опыт, впрочем, оказался не очень удачным, и карьера в Европе у Мадонны тогда не сложилась. Вскоре она вернулась в Нью-Йорк, научилась играть на гитаре и ударных и создала свою первую рок-группу. Но и это начинание оказалось только шагом на пути к успеху. 

Прежде, чем Мадонна записала свою первую пластинку и подписала контракт с лейблом, она прошла целую череду неудач и поражений, из которых сумела извлечь полезный опыт и которые не сломили её волю к победе.

3. Поколение MTV

21.jpg
Мадонна начала свою карьеру одновременно с появлением совершенного нового формата бытования музыки - видеоклипа. Певица использовала видео для продвижения уже своей первой пластинки, а канал MTV, открывший эру музыкального телевидения и появившийся всего за два года до дебютного альбома Мадонны, сыграл заметную роль во взрывном росте её популярности.
Именно на первой церемонии вручения наград премии MTV Video Music Awards Мадонна исполнила суперхит «Like A Virgin». Певица выскочила на сцену в свадебном платье из огромного торта и по тогдашним представлениям буквально бесновалась на сцене - ползала на четвереньках и каталась по полу, демонстрируя свое нижнее бельё. 

Сегодня это выступление считается важной вехой в истории MTV. Но в 1984 году оно шокировало публику и вызвало шквал критики. Однако оно же приковало всеобщее внимание к восходящей поп-звезде. 

MTV долгие годы оставалось важнейшей площадкой для продвижения новых песен Мадонны. Она сама стала ярким символом музыкального телевидения, потому как не просто писала песни, но делала синкретическое искусство, всегда уделяя внимание визуальной составляющей.

22.jpg
Мадонна изначально стремилась делать шоу, и формат видеоклипа оказался тут просто необходим. Неслучайно она стала одной из самых титулованных исполнительниц в истории премии MTV: на счету певицы 20 побед, и лишь Бейонсе опережает её сейчас на 4 награды.

4. Нарушая запреты

Мадонна появилась на свет в многодетной и набожной семье, училась в католической школе и получила достаточно строгое воспитание. До 14 лет будущая звезда считалась старательной ученицей, была немного застенчивой, любила читать и не слишком ладила со сверстниками.

8.jpg
А потом случился школьный вечер талантов, гвоздём которого стало выступление юной Мадонны. Она удивила публику откровенным танцем под песню Baba O'Riley группы The Who, появившись на сцене в коротких шортах и топе, ярко накрашенной и совсем непохожей на себя. 

Выступление уничтожило репутацию отличницы и недотроги. В глазах многих своих знакомых Мадонна моментально стала чуть ли не шлюхой. 

«Я рано узнала, что меня никогда не будут считать хорошей. Мадонна - странное имя. Я чувствовала, что должна жить так, как оно мне подсказывает», - вспоминала певица. 

С тех пор путь Мадонны всегда проходит через провокацию и скандал, через столкновение с обществом. Певица постоянно меняет себя, стирая границы допустимого и навязывая свои правила игры публике.

9.jpg
Ее альбом «Like A Virgin» стал прямым вызовом обществу. На этой пластинке Мадонна предстает агрессивно-сексуальной, не говоря уже о том, что связывает сексуальный подтекст с религиозной символикой.
Со временем её песни всё более открыто говорят о чувственных переживаниях, о сексе, о правах женщин и домашнем насилии, расизме и других социальных проблемах. 

Всё это скрещивается с яркой внешней формой подачи - от лёгких танцевальных мелодий до вызывающего поведения на сцене и противоречивых видеоклипов. 

Неоднократно Мадонну критикуют самые разные, порой противоположные социальные движения и силы. Так песня Like a Prayer в очередной раз вызывает гнев Ватикана и протесты христианских активистов.

Видеоклип на эту песню с явной анти-расисткой направленностью включает обилие католической символики, например, горящие кресты и стигматы, что в рамках поп-песни кажется многим религиозным деятелям сатанизмом и богохульством. Сексуальная подоплёка песни также «оскорбляет чувства верующих». 

Открытые заигрывания с религиозной символикой, эпатажный имидж, сексуальная раскрепощенность, откровенность в тематике песен и склонность к экспериментам, как в музыкальном смысле, так и в общем позиционировании - всё это сделало Мадонну одной из самых противоречивых поп-звёзд своего времени.

5. Sex и Erotica

11.jpg
Сексуальность с самого начала была важнейшей составляющей творчества Мадонны. Она эксплуатировала её для собственного продвижения и делала предметом своего творчества. Клип на песню «Justify My Love» в своё время даже был запрещён к показу по телевидению - слишком много эротики. 

Одним из самых сексуально заряженных периодов для Мадонны становится начало 90-х. Именно тогда выходит и «Justify My Love», и документальный фильм «В постели с Мадонной», и провокационный альбом арт-фотографий SEX, который содержит откровенный и ошеломляюще прямолинейный рассказ о сексуальных фантазиях «тёмной стороны Мадонны» - госпожи Диты. 

Книга была продана рекордным тиражом - более 1,5 млн экземпляров и стала абсолютным бестселлером, однако и очередным поводом для многочисленных скандалов вокруг имени поп-звезды.

Вскоре вышел и альбом Erotica, целиком посвящённый исследованию сексуальности. 

«Задача моего творчества - научить людей не стыдиться себя, своего тела, своей внешности, своих желаний и сексуальных фантазий. Именно страх является причиной и фанатизма, и сексизма, и расизма, и гомофобии. Все боятся своих чувств, боятся неизвестности… Я же призываю не бояться», - объяснялась с обществом певица.

20.jpg
После книги SEX и альбома Erotica имя звезды стало едва ли не синонимом распущенности и разврата. А её поведение на публике только лишний раз подтверждало все нападки критиков. 

Чего стоит только эпизод с демонстративным «подтиранием промежности» пуэрто-риканским флагом или посещение шоу Дэвида Леттермана, в эфире которого Мадонна ведёт себя развязно и ругается матом.

6. Королева поп-музыки

4.jpg
Скандал и провокация - одна из основ популярности Мадонны, но далеко не единственная. Все, кто работали с певицей, отмечают её невероятно трудолюбие, умение подбирать команду и выстраивать карьеру собственными руками. 

Мадонна уже на самых ранних этапах участвовала в продюсировании собственных песен и не соглашалась на роль поющего рта. Она придумывала и подбирала материал, искала талантливых музыкантов и сопродюсеров, всегда была открыта к экспериментам, новым жанрам и формам.

18.jpg
Дискография Мадонны структурно выражает всю популярную музыку последней четверти XX века. Именно поэтому неформальный титул «королевы поп-музыки» в ее случае не кажется натяжкой

Мадонна стала больше, чем просто музыкантом. Она превратила себя в миф, в олицетворение всей современной популярной западной культуры - с её достоинствами и недостатками.

7. Material Girl

15.jpg
Королевский статус певицы подтверждают и цифры. Мадонна - самая коммерчески успешная певица в истории популярной музыки. Всего она продала не менее 300 миллионов копий своих альбомов. По некоторым сведениям, состояние Мадонны оценивается в 1 миллиард долларов. 

При этом собственная музыка - не единственный источник доходов певицы. Так, в 1992 году она создала звукозаписывающую компанию «Maverick Records Company», а в 2010 открыла сеть фитнес-клубов Hard Candy и совместно с дочерью бренд молодёжной одежды Material Girl. 

Впрочем, назвать Мадонну бизнес-леди язык не поворачивается. Да, во многом она та самая Material Girl, но самые большие деньги до сих пор зарабатывает своими песнями, ведь только каждый её тур приносит десятки миллионы долларов.

8. Феминизм

13.jpgФеминистская проблематика присутствовала в творчестве Мадонны с самого начала и нетрудно заметить, что многие тексты её песен прямо поднимают проблемы женщин в современном обществе. 

Песню Express Yourself критики называли проповедью женского самоуважения, а песня Till Death Do Us Part открыто говорила о домашнем насилии в то время, когда эта проблема замалчивалась западным обществом. 

Однако отношения певицы с феминистским сообществом до сих пор остаются неоднозначными. Феминистки очень часто обвиняли Мадонну примерно в том же, в чём и американские обыватели из глубинки или представители католической церкви - в беззастенчивой эксплуатации женской сексуальности и дешёвом эпатаже. 

Для феминисток многие образы, которые воплощала Мадонна на сцене, казались неприемлемыми, так как были построены на сексуальной объективации женщины, и, по их мнению, подспудно поддерживали сексисткие стереотипы.

5.jpg
Сама Мадонна тоже никогда не спешила прямо ассоциировать себя с феминистским движением: «Я не считаю себя феминисткой, я считаю себя гуманисткой», - сказала она однажды. 

Однако другие представительницы феминистского лагеря, напротив, видят в Мадонне мощную силу, которая поддерживает дело их жизни. Например, Карлен Фейт писала, что певица стирает привычные представления о гендерных ролях и демонстрирует небывалую свободу в искусстве выбирать себя.

17.jpg
Об этом же писал и французский постмодернистский философ Жан Бодрийяр: «Она добилась смешения культур, подняла тему сексуальной вариативности, смешав все карты. Может быть, это и есть постмодернизм - возможность смешения». 

В 2016 году журнал Billboard всё-таки записал Мадонну в феминистки, назвав её «Женщиной года» и отметив в том числе феминистскую направленность в деятельности певицы.

9. Феномен Мадонны

6.jpg
Мадонна всегда вызывала повышенное внимание публики, в том числе и той, которая, казалось бы, не слишком увлекается популярной культурой. Влияние певицы на культурную жизнь современного общества столь велико, что она уже давно стала объектом повышенного интереса учёных. 

Даже появился отдельный термин - «феномен Мадонны», который помогает концептуализировать противоречивую реакцию общества на деятельность певицы. Для многих современных философов она превратилась в выражение тех подспудных социокультурных процессов, которые протекают в обществе в последние десятилетия. 

Мадонна, таким образом, становится не просто певицей, звездой и «королевой поп-музыки», но инструментом, с помощью которого современное общество может лучше понять само себя.

Источник