Королева гей-диско и самая воинственная манекенщица, одна из первых темнокожих моделей, добившихся успеха. Это на неё сегодня равняются Рианна и Леди Гага. Грейс Джонс – пионер эпатажа.

1. Девушка пела в церковном хоре

Грейс Джонс фото 10.jpg

Грейс Джонс прославилась как одна из самых вызывающих певиц 80-х. Однако и её музыкальный талант, и все сценические безумства корнями восходят к строгому религиозному воспитанию. Певица родилась на Ямайке, её отец был церковным проповедником и одним из местных политических лидеров. 


Более того, в деятельность церкви пятидесятников была вовлечена практически вся семья Грейс – проповедниками были не только отец, но дед и прадед певицы, позднее им стал и её родной брат. 


Джонс с самого детства едва ли не каждый вечер принимала участие в молитвенных чтениях. С церковью были связаны и занятия музыкой, ведь совместные песнопения играют огромную роль в отправлении культа евангельских христиан. То есть жизнь Грейс Джонс была наполнена музыкой задолго до того, как она решила сделать её своей профессией. 


Грейс Джонс фото 12.jpg

Как известно, искусство берет своё начало в религиозном культе, и речь не только о цивилизациях древности. Такой жанр популярной музыки, как соул, во многом выросший из духовных песнопений, ярко иллюстрирует этот процесс на материале XX века. 


Грейс Джонс, конечно, не вписывается в рамки соула, однако его влияние явно прослеживается в композициях певицы. Она накачала соул электричеством, а храм заменила танцполом. Джонс и сама, вспоминая о музыке 80-х, говорит о лучшем, что в ней было, как о священнодействии: «Я зову этой церковью. Церковь в клубе. Вы можете кричать и танцевать. Лучшее из 80-х было клубной церковью».

2. Праздник непослушания

Грейс Джонс фото 8.jpg

Впрочем, с церковью в жизни певицы всё всегда было сложно. Строгое фундаменталистское воспитание оставило след на долгие годы. Особенно мрачным был период до 13 лет, когда Грейс вместе с братьями и сестрами жила у бабушки и её нового мужа. Родители в то время уехали на заработки в США. Бабушкин муж был не только строг, но и регулярно бил детей. 


Позднее Джонс говорила, что «абсолютно ненавидела его». Во многом стихийный протест против этого организованного насилия и сформировал личность певицы. По крайней мере, так считает сама Грейс: «Всё мое детство – это Библия и побои. Нас били за малейший акт инакомыслия, и каждый удар лишь сильнее провоцировал на непослушание. Это сформировало нас как личностей. <…> Это было крайне жёсткое и дисциплинирующее, даже воинствующее воспитание. И в конечном счёте я и сама стала воинствующей и дисциплинированной – но по-своему. В моем случае это означает, быть воинственно непослушной и дисциплинированной в искусстве подрывной деятельности». 


Собственно, это непослушание в полную силу заявило о себе уже в Штатах, когда Грейс с братьями и сестрами переехала к родителям и семья воссоединилась. Окончив школу, будущая звезда диско поступила в колледж, где изучала испанский. 


При этом отношения с родителями становились всё сложнее. Чем старше становилась Грейс, тем активнее восставала против жестких религиозных запретов, навязываемых семьей. Она начала носить яркий макияж, пить алкоголь, тусоваться с сомнительными компаниями и регулярно посещать гей-клубы. 


Грейс Джонс фото 9.jpg

В колледже она записалась в театральный класс. Это, казалось бы, невинное занятие, привело Грейс в Филадельфию, куда она отправилась на гастроли вместе со своим преподавателем по драме. 


Погрузившись в контркультурную среду большого города (а на дворе те самые 60-е), Джонс не спешила возвращаться. Она работала танцовщицей гоу-гоу, жила в коммунах хиппи и предавалась наркотическим трипам. Певица до сих пор с благодарностью вспоминает о своем опыте употребления LSD, говоря, что это было очень важно для её «эмоционального роста». 


В общем-то, именно так – с подросткового бунта – и начался самостоятельный путь Джонс. Пожив какое-то время в Филадельфии, она отправилась в Нью-Йорк, где и начала свою карьеру в модной индустрии. А эпопея великого непослушания затянулась вот уже на более чем 50 лет.

3. Модный андрогин

Грейс Джонс фото 11.jpg

Яркая и нестандартная внешность – именно это стало пропуском Грейс Джонс в мир шоу-бизнеса. Вскоре после приезда в Нью-Йорк 18-летняя Грейс заключила контракт с модельным агентством. Чуть позже она переехала в мировую столицу высокой моды – Париж.


Там темнокожая модель сразу же привлекла внимание ведущих фотографов и дизайнеров. Джонс сотрудничала с Ивом Сен-Лораном, Клодом Монтаной, Кензо Такадой. Она появлялась на обложках журналов Elle, Vogue, Stern и других, а снимали Грейс такие известные фотографы, как Хельмут Ньютон, Ги Бурден и Ханс Фейор. 


Грейс Джонс была одной из первых темнокожих моделей, добившихся популярности. Она выделялась своей агрессивной сексуальностью и андрогинной внешностью, она словно была создана для демонстрации самых смелых экспериментов модельеров и фотографов. 


Во многом именно Джонс выразила тогда лишь зарождавшуюся любовь модной индустрии к андрогинности, нестандартным решениям и эпатажу. В моде 80-х она была главным проводником стилей унисекс и милитари. Элементы мужских костюмов, кожа, секс и агрессия – всё это привнесла в массы Грейс Джонс.


Грейс Джонс фото 15.jpg

В качестве модели она поспособствовала разжиганию сексуальной революции и раздвинула устоявшиеся представления о женственности, показав её потаенные грани – активную сексуальность в противовес привычной покорности и соблазнительности, воинственность в противовес нежности и хрупкости, резкость и угловатость вместо плавных линий и округлых форм. Джонс стала амазонкой модной индустрии – шокирующей и бесстрашной.

4. Королева гей-диско

Грейс Джонс фото 7.jpg

Свои первые шаги в музыке Грейс делала на площадках гей-клубов, на первых порах за ней даже закрепилось прозвище королевы гей-дискотек. Тем более, что её имидж во многом строился на сознательном стирании границы между мужским и женским и прямо обращался к гомосексуальности. 


Первая пластинка Джонс содержала несколько ремейков на песни из классических бродвейских мюзиклов и песню Эдит Пиаф «La Vie En Rose». Полностью оригинальными были только три композиции, которые Джонс написала совместно с другими музыкантами. Одна из этих песен – «I Need a Man» – стала первым хитом певицы. 


С самого начала карьеры Джонс много экспериментировала со звуком. От диско она двинулась к музыке новой волны, к жанрам рока и регги. Она смешивала всё самое модное и современное, именно эта постоянная тяга к эксперименту стала залогом успеха певицы. К началу 80-х она вышла за пределы танцевальной музыки и записала альбом, который её по-настоящему прославил – «Nightclubbing».

5. Каноническая Джонс

Грейс Джонс фото 6.jpg

Окончательно образ Грейс Джонс сложился к началу 80-х, когда и вышел переломный альбом «Nightclubbing» – лучшая запись в ее музыкальной карьере. Оформил эту пластинку знаменитый фотограф Жан-Поль Гуд. Его видение сильно повлияло на имидж певицы. Образы, созданные совместно с Гудом, стали классикой воплощений Грейс Джонс. 


В его объективе та самая фирменная андрогинность звезды была доведена до предела, она подчёркивалась мужским пиджаком от «Армани» и классической мужской стрижкой флэттоп – именно в таком виде Грейс Джонс превратилась в мировую знаменитость и вошла в историю массовой культуры.


Грейс Джонс фото 17.jpg

Что касается музыки, со временем жанровый диапазон Джонс заметно расширился. Тот же «Nightclubbing» – это не столько диско, сколько регги, в котором смешиваются и фанк, и новая волна. В создании альбома принимал участие даже Стинг, написавший одну из песен. Заглавная же песня представляет собой ремейк одноименной совместной вещи Дэвида Боуи и Игги Попа.

6. Пионер эпатажа

Грейс Джонс фото 4.jpg

В школе Грейс Джонс была застенчива и почти не имела друзей. Сверстники дразнили её тощей. На что она отвечала ударными занятиями спортом, в котором достигла заметных успехов. Быть может, прививка школьным остракизмом и сделала возможным тот уровень эпатажа, который Джонс позднее утвердила на сцене. 


Яркие, скандальные и сюрреалистичные наряды, квадратные прически и пугающий макияж, бросающаяся в глаза сексуальность – причем нередко выбивающаяся из социально-приемлемых стандартов. Живые львы на сцене, хлысты и цепи, регулярное публичное обнажение – как в рамках своих выступлений, так и на всевозможных светских раутах. Всё, что Грейс делает – попытка взбудоражить публику, вывести её из равновесия. В 80-е она даже в ночные клубы ходила в одном нижнем белье. 


Грейс Джонс фото 2.jpg

Джонс оказала влияние и на массовую культуру в целом, раздвинув границы допустимого, и на отдельных звезд в частности. Так, одна из самых заметных её подражательниц по части стиля – Леди Гага, чей эпатажный имидж во многом соотносится с той стратегией поведения на сцене, которую давно практикует Джонс. 


А Канье Уэст и вовсе снял свою на тот момент подругу Эмбер Роуз в позе, которая в точности повторяет позу Грейс Джонс на известной фотографии Жана-Поля Гуда. И это фото не единственное, что связывает Роуз со своей более знаменитой и успешной предшественницей – имидж модели во многом ориентируется на тот образный ряд, который установила Джонс. 


Грейс Джонс.jpg
Эмбер Роуз.jpg
Не будет преувеличением, сказать, что Грейс – одна из самых эпатажных певиц на популярной сцене, и она удерживает это звание уже много десятилетий подряд. В прессе Джонс неоднократно высказывала свои претензии по поводу подражательства и к Леди Гаге, и к Канье Уэсту с его подругой.


А в своих мемуарах, изданных в прошлом году, Джонс и вовсе называет «куклами» добрую половину современной поп-эстрады: «Рианна, Ники Минаж и Майли Сайрус ничего нового не внесли в музыку своим секс-стилем. Они лишь поддерживают статус-кво, стереотип, созданный вообще до того, как они родились. Они носят эксцентричную одежду, делают тату, показывают свою грудь и поют под современные ритмы — ничего нового они не сделали, нынешнему поколению кажется, что это что-то новое, но они лишь куклы».

7. Актриса второго плана

Грейс Джонс и Арни.jpg

Модельная карьера, музыкальная сцена и скандальные появления на вечеринках – это было не единственное, чем Грейс Джонс занимала свое свободное время. С середины 70-х она стала регулярно сниматься в кино. Правда, до главных ролей певица так и не добралась. Но её яркая внешность была востребована – Джонс часто приглашали на роли второго плана. 


Пожалуй, самая заметная её работа – воительница Зула в картине «Конан-разрушитель». К слову, на экране Джонс выглядит примерно как в жизни: дикая амазонка в кожаном топе и с копьем в руке – минимум одежды и максимум агрессии. 


Грейс Джонс фото 16.jpg

Другая заметная роль Джонс – помощница суперзлодея из фильма про Бонда «Вид на убийство» – по сути, та же воительница, только в декорациях XX века. Кроме того, стоит отметить роль вампирши-стриптизерши, которую Джонс сыграла в фильме «Вамп». За неё певица была номинирована в категории «Лучшая актриса второго плана» на премию «Сатурн», которую вручает Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. 


И не стоит забывать про роль в комедии с Эдди Мерфи и Холли Берри «Бумеранг», где звезда сыграла практически камео – эпатажную модель Странже. Однако в целом можно сказать, что Грейс Джонс оставила свой след в культуре явно не своей кинокарьерой. 

8. Дольф Лундгрен

Грейс Джонс и Дольф Лундгрен фото 2.jpg

Неизвестного за пределами спортивного мира молодого каратиста Ганса Лундгрена суперзвезда Грейс впервые увидела на соревнованиях в Австралии. Швед настолько поразил ее своей брутальностью и мощью, что в этот же день получил предложение работать телохранителем скандальной дивы - с зарплатой 2 000 долларов в неделю. 


Возможно, не предел мечтаний для признанного спортсмена и дипломированного физика, свободно владеющего как минимум тремя языками - английским, испанским и родным шведским. Но мир Голливуда, о котором с упоением рассказывала Грейс, был так непохож на все виденное ранее, что Ганс согласился. 


Грейс Джонс и Дольф Лундгрен фото 1.jpg

В Америке Джонс быстро пристроила своего протеже, бодигарда и по совместительству любовника на эпизодическую роль телохранителя генерала КГБ в один из фильмов бондианы - «Вид на убийство» 1985 года. Она же предложила ему сменить имя - на более мужественное Дольф. Увы, первое появление Дольфа на экране прошло незамеченным. 


Зато на съемках Лундгрен понял, что именно кино - то, чем он хотел бы заниматься в жизни. Дальше были пробы на роль русского боксера в «Рокки IV». По легенде, вначале супруга Сильвестра Сталлоне лично отвергла кандидатуру шведа - из-за слишком высокого роста в 195 см. Вмешалась Грейс, связалась напрямую со Сталлоне - и Дольф получил заветную роль, благодаря которой и проснулся знаменитым. Правда, к тому моменту Джонс уже была увлечена следующим «сладким мальчиком» - но это уже совсем другая история.

Grejs-Dzhons-4.gif